Россияне оценили жизнь человека в 4,5 миллиона рублей

Стоимость человеческой жизни в России в 2015 году, по оценке россиян, составила 4,5 миллиона рублей.

Она заметно выросла по сравнению с 2014 годом, когда россияне в среднем оценивали свою жизнь в 3,8 миллиона рублей. Опрос провели департамент социологии Финансового университета при правительстве РФ и эксперты крупной страховой компании.

«Очевидно, что человеческая жизнь не является рыночным товаром, ее нельзя продать или купить», — комментирует директор департамента Алексей Зубец. По его словам, среднестатистическая «стоимость» человеческой жизни — условная расчетная величина.

Но она имеет важное экономическое значение для определения справедливого размера компенсационных выплат при авариях и катастрофах на дорогах и в небе, при террористических актах, травмах и гибели людей на производстве, в армии. А также при определении размера страховых сумм при страховании жизни и здоровья.

Эта величина крайне важна и при судебных исках в случае, если установлены человек или предприятие, виновные в гибели пассажиров, работников или случайных людей.

«Замер» оценки гражданами стоимости человеческой жизни проводился в 36 крупных и средних городах России. Всего в опросе приняли участие 7,8 тысячи респондентов. Самые высокие оценки стоимости человеческой жизни (7,5 миллиона рублей) зафиксированы в Екатеринбурге, Москве и Барнауле (5 миллионов рублей), самые низкие — в Саратове (1,9 миллиона рублей), Махачкале и Ульяновске.

Самую высокую оценку стоимости человеческой жизни — 7,5 миллиона рублей — дали в Екатеринбурге

Наибольшие потребности по компенсации предъявляют мужчины, люди среднего возраста от 40 до 50 лет с неоконченным высшим образованием, способные приобрести квартиру или новый дом.

Вместе со стоимостью жизни авторы исследования вычислили и справедливый уровень денежных компенсаций при полной потере трудоспособности из-за аварий или травм при выполнении служебных обязанностей. При этом опрошенные россияне оценили инвалидность ниже стоимости жизни — справедливая компенсация человеку, потерявшему трудоспособность из-за несчастного случая на производстве, по их мнению, должна составлять от 1,1 до 3,2 миллиона рублей. Наибольшие требования к размеру компенсаций из-за инвалидности отмечены в Екатеринбурге (5,3 миллиона), Ростове-на-Дону и в Красноярске, самые маленькие — в Пензе (1,3 миллиона), Махачкале и Воронеже.

Сумма, в которую россияне оценивают свою жизнь и инвалидность, позволяет оценить и уровень общественного самосознания, говорит научный руководитель Московского института экономики, политики и права Николай Волгин.

Средняя сумма в 4,5 миллиона рублей, по его мнению, — цифра сильно заниженная. «То, что врач, учитель, инженер, строитель создают за свою жизнь с учетом «конвертации в добавочную стоимость» — спасение других жизней, подготовку кадров, запуск новых производств, — это огромный и весомый взнос в бюджет, вклад в подготовку следующих поколений. А если просчитать еще вклад каждого кормильца и его дохода в семью, в общественные институты, то получаются несопоставимые цифры.

Кстати, до сих пор в России не принято делать оценки стоимости человеческой жизни.

В Америке этим занимаются несколько организаций, которые вывели дифференцированные размеры компенсаций для разных категорий граждан. Для военных — одни, для пострадавших в различных катастрофах и на производствах — другие. Но все суммы — шестизначные и, разумеется, в долларах. За рубежом, кстати, сегодня часто практикуется безлимитное возмещение компенсаций пострадавшим: сколько присудит суд — столько и выплатят виновные.

Причин того, что в России оценки стоимости жизни крайне низки по сравнению с другими странами, по мнению авторов исследования, несколько. Во-первых, экономическая страховая культура в России возникла недавно, во-вторых, в обществе слабо сформировано уважение к правам человека и защищенности личности. В-третьих, для большей части населения сумма в 3 миллиона рублей более чем высока, что свидетельствует о неравенстве экономической культуры, пренебрежении к собственному здоровью, причем на уровне внутреннего самоощущения и заниженной самооценки.

Между тем замеры полезны тем, что помогают справедливо оценить нынешние размеры компенсаций гражданам государственными и частными компаниями, говорит Алексей Зубец. Впервые, напомним, сумма возмещения в 2 миллиона рублей за гибель пассажиров была прописана в Воздушном кодексе в 2007 году и с тех пор не пересматривалась и не индексировалась на сумму инфляции. «Хотя в масштабах экономики даже удвоения страховых выплат рынок не заметит. На авиационных и железнодорожных тарифах индексация отразится слабо, но цена безопасности будет постепенно расти до международного уровня, считает Зубец.

Кстати, цена билетов западных авиакомпаний, где действуют совершенно иные нормы страховых выплат в связи с гибелью человека, очень часто ниже российских. «Просто они более внимательно относятся к безопасности перевозок, учитывая, что их ждут огромные выплаты в случае аварий», — продолжает он. В любом случае социологический подход к стоимости жизни оправдан, так как исходит из предположения, что размер возмещения, выплаченного пострадавшим и их семьям, должен восприниматься россиянами как справедливый и достаточный.

Сумму возмещения в 2 миллиона рублей за гибель пассажиров не пересматривали уже восемь лет

«Малый размер компенсации рано или поздно приводит к возникновению зоны социальной напряженности и недовольства. Слишком высокие, по мнению населения, выплаты также не способствуют гармонизации общественных отношений», говорят авторы исследования.

По мнению экспертов, в России нужно установить единый стандарт для всех случаев гибели или травм на транспорте, на производстве. А сегодня очень часто для того, чтобы получить адекватную компенсацию за гибель человека, родственникам приходится обращаться в суд. И здесь общественное мнение, отраженное данными опроса, может существенно помочь истцам.

А повышение тарифа страховки на дорогах стимулировало бы и владельцев автотранспорта. «Не проходит и недели без крупных аварий на дорогах, в которых гибнут люди. И если обязать автоперевозчиков платить крупные суммы за их гибель, то они будут больше заботиться о качестве собственного транспорта», — говорит Зубец.

Размер среднестатистической стоимости жизни — это еще и индикатор, который позволяет страховым компаниям заключать договора страхования жизни.

В кризис, как ни парадоксально, этот вид страхования начал пользоваться спросом и растет гораздо быстрее, чем весь страховой рынок. За первое полугодие страхование жизни выросло на 12,5 процента, при том, что весь рынок вырос на 2 процента. Это очень позитивный знак, отмечают эксперты, и это позволяет наиболее продвинутым гражданам не только защищать свою жизнь и здоровье, но и инвестировать накопления разными способами — в акции или драгоценные металлы, например. К тому же в случае несчастья суммы возвращаются до момента истечения договоров страхования вне зависимости, накопилась оговоренная сумма или нет

 


Наш канал «ArmavirRu_bot» в Telegram: узнавайте о главных новостях дня первыми.

Поделиться материалом:
Комментариев (0)

Нет комментариев




Добавление комментария будет доступно через 10 сек.
 
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Ирина Левченко: «Художника формируют глаза»

Армавирская художница рассказала об участии в международных выставках и о взглядах на современное искусство.

Часто бывает так, что, восхищаясь произведениями искусства известных авторов, мы не замечаем или недооцениваем творчество наших современников - ...

«Русские выбирают спорт!» Пробежки ко Дню народного единства

6-го ноября «Армавир.ru» пообщался с участниками молодежного движения.

В прошлое воскресенье состоялась акция «Русские пробежки в Армавире», приуроченная ко Дню народного единства. Она проводится несколько раз в год...

Кровь, мускулы, адреналин: в Армавире вновь прошла «Битва на Кубани»

ПЕРВАЯ ПОЛОСА

Главное

День из жизни Человека. Россия узнала о прогрессорах из Армавира

День из жизни Человека. Россия узнала о прогрессорах из Армавира

Корреспонденты «Армавир.ру» приняли участие в общероссийском журналистском проекте «Прогрессоры-24».

 

Инвалид-колясочник из Иркутска, который стал спортсменом и основал организацию для маломобильных иркутян. Воспитатель детского ...

«Электропаек» или разумная экономия? На Кубани вводят социальную норму на свет

Какова будет величина социальной нормы на свет, и обоснованны ли опасения людей по поводу ее введения.

Постановление от 31.08.2016 № 654 «О применении социальной нормы потребления электрической  энергии (мощности) на территории Краснодарского...

ДТП со смертельным исходом. Будет ли наказан виновный в гибели матери троих детей?

Сын погибшей пассажирки маршрутки №140 рассказал об аварии и неточности фактов в официальных протоколах.

5-го ноября 2016 года в Армавире произошло ДТП со смертельным исходом. На улице Ефремова 256/1 водитель BMW допустил столкновение с маршрутным т...

​Армавирские гонщики случайно выиграли ралли-спринт

О том, как это было, рассказывает «Армавир.ру».

Первый местный ралли-спринт по экстремальному вождению автомобилей прошёл недалеко от Армавира, в хуторе Державный Успенского района. В классе в...

Варить борщ или собирать роботов. Когда робототехника заменит школьные уроки технологии?

За ответом мы обратились в АГПУ, в котором уже готовят «трудовиков» с особой специализацией.

Происходит это на кафедре технологи и дизайна. За ее дверями студенты и преподаватели несколько лет занимаются образовательной робототехникой. И...

В Армавире прошел Всероссийский географический диктант

Центральная городская библиотека им. Н. Крупской поддержала масштабную акцию по проверке географических знаний.

20-го ноября по всей стране прошел Всероссийский географический диктант. Эта образовательная акция была впервые проведена в прошлом году по иниц...

1 декабря в Армавире открывается новый большой магазин кухонь «Кухни Трио».

Удивительный факт: среднестатистическая женщина проводит на кухне 18 лет своей жизни! Какими будут эти годы - безусловно, напрямую зависит от об...

Дмитрий Кравченко: «Счастье проще, чем, казалось, может быть»

«Армавир.ру» побеседовал с молодым ростовским поэтом.

Все мы любим творчество Есенина, Блока, Маяковского, но едва ли назовем хотя бы несколько фамилий наших современников, чье поэтическое искусство...

Ностальгия и радость встречи. Армавирские рокеры привезли в город новые музыкальные проекты

В салоне «Музыкальные технологии» продолжается осенний концертный сезон.

Продолжением стало событие, по-настоящему важное для свидетелей и участников рок-волны, захлестнувшей город в начале «нулевых». В рок-сейшне при...

Шаг в будущее. Армавирский школьник изобрел виртуальный тренажер для летчиков

Крылатые мечты Николая Зайцева помогают парить в небе курсантам летного училища.

 Для них пятнадцатилетний школьник разработал «Авиаинструктор» - виртуальный тренажер экстремальных ситуаций в кабине самолёта Л-39. Это из...

Ирина Левченко: «Художника формируют глаза»

Армавирская художница рассказала об участии в международных выставках и о взглядах на современное искусство.

Часто бывает так, что, восхищаясь произведениями искусства известных авторов, мы не замечаем или недооцениваем творчество наших современников - ...

«Русские выбирают спорт!» Пробежки ко Дню народного единства

6-го ноября «Армавир.ru» пообщался с участниками молодежного движения.

В прошлое воскресенье состоялась акция «Русские пробежки в Армавире», приуроченная ко Дню народного единства. Она проводится несколько раз в год...

Выбрать все
Показать на карте