«Кубаньжелдормаш» сегодня: интервью с генеральным директором Ларисой Анатольевной Шишовой.

«Кубаньжелдормаш» - завод с почти вековой историей. От его стабильности зависят не только судьбы конкретных рабочих, занятых в производстве, но и ситуация вокруг машиностроения на Кубани, которое сейчас переживает не лучшие времена.

О нынешней ситуации и проблемах в машиностроительной отрасли, о возможностях развития в условиях санкций и кризиса нам рассказала генеральный директор ЗАО «Кубаньжелдормаш» Л. А. Шишова.

Лариса Анатольевна, что Вы можете сказать о тенденциях развития машиностроения?

— В машиностроении в целом ситуация сегодня довольно тяжелая, экономика страны начала сокращаться, поэтому объем заказов снижается: строители стали меньше строить, производители меньше производить, транспортные компании стали меньше перевозить и так далее по цепочке. Конечно, мы тоже ощущаем на себе влияние кризиса, но предпринимаем все возможные меры, чтобы удержаться на плаву. Если говорить о нашем предприятии, то ситуация тяжелая, но не безвыходная, и мы надеемся, что в конце года мы всё-таки сможем добиться лучших результатов, чем в начале.

 

Новые токарные станки с ЧПУ Annn Yang (Тайвань)
Новые токарные станки с ЧПУ Annn Yang (Тайвань)

 

 Сказались ли европейские санкции на работе завода?

— Санкции нас не коснулись, мы не производим военную технику, нас не вносили в санкционные списки, поэтому продолжаем сотрудничать со всеми мировыми станкостроительными компаниями. А вот обвал рубля для нас очень критичен, тут мы выиграли только в том, что успели закупить очень много оборудования в Европе до конца 2014 года. Сегодня оно для нас было бы недоступным по цене с текущим курсом рубля. Думаю, что мы ещё 2–3 года будем вводить в эксплуатацию то, что закупили, за это время, возможно, ситуация изменится.

 

Минэкономразвития утверждает, что российская промышленность уже достигла дна падения. Ваше мнение: кризис производства миновал или нет?

— Он и не прекращался, а только нарастает, это видно и по отделу кадров, и по снижению покупательского спроса. Рынок «замер» в ожидании ещё большего падения, но толком никто не знает, чего ждать, когда и как долго.

 

Говорят, в любой кризис появляется шанс на очередной виток развития? Появились ли у вас какие-то новые управленческие решения?

— В кризис любая, даже незначительная проблема, может превратиться в глобальную. Когда завод загружен, то все вопросы и проблемы решаются в рабочем порядке, когда же заказов недостаточно, начинаешь весь негатив рассматривать в лупу.

С другой стороны, именно кризисы заставляют управленцев заниматься эффективностью каждого производственного процесса. Вчера мы пристально смотрели за доходами, сегодня мы более внимательно изучаем расходы. За это время мы научились жить по средствам.

 

Строительство нового участка цветного литья
Строительство нового участка цветного литья

 

В кризис предприятия теряют производственные мощности, рабочие места и ценные технологии. Как на Желдормаше удалось сохранить производство?

— Завод на протяжении всей своей истории был довольно узконаправленным, выпускали 5–6 видов продукции, этого было вполне достаточно для функционирования предприятия при советском госплане и заказах МПС. В 1988 году на завод пришел Евгений Михайлович Шишов, который начал уделять большое внимание новой технике. Именно он расширил номенклатуру и вывел предприятие на новые рынки. После его ухода на пенсию в 2013 году мы постарались не утратить это стремление осваивать новую технику, чтобы обеспечить присутствие на нескольких рынках сразу: сегодня покупают одно, завтра — другое. Именно это и позволяет нам не только планомерно работать, но и с оптимизмом смотреть в будущее.

 

 Естественными спутниками кризиса являются и банкротства, и безработица. Насколько Вам удалось сохранить трудовой коллектив?

— Тут скрывать нечего. В 2013 году мы резко снизили фонд заработной платы, потому что финансовая ситуация была очень тяжелой. Было что-то вроде шоковой терапии в рамках одного предприятия, когда накопилось много проблем, и не было иного пути, как резать по живому. Резкое падение спроса на продукцию вызвало сокращение заработной платы и отток квалифицированных кадров. От нас ушло много людей, и это до сих пор болезненно отражается на работе завода. С другой стороны, мы оптимизировали численность на тот момент и начали медленно, но верно возвращаться на рынок труда. Сегодня предприятие загружено заказами, у нас открыто более 30 вакансий.

 

Строительство нового хозблока к Механическому цеху № 2
Строительство нового хозблока к Механическому цеху № 2

 

Какой кадровой политики придерживается предприятие?

— У нас нет дефицита в кадрах, у нас есть дефицит в профессионалах. Сегодня со всех предприятий люди идут к нам, потому что в городе все знают, что на «Желдормаше» платят немного, зато всегда стабильно. С одной стороны, приятно, что нас воспринимают как солидную и стабильную компанию, с другой стороны, мы пытаемся переломить ситуацию с невысокими зарплатами.

В последнее время мы приняли несколько работников из Донецкой народной республики, из Луганской, оттуда действительно приезжают очень квалифицированные специалисты. Из наиболее востребованных хотелось бы отметить конструкторов и технологов, к сожалению, старые работники уходят, а новых нет.

 

В администрации города отмечают разницу в уровне зарплат на предприятиях, считают, что некоторые не дотягивают до краевых показателей. «Почему зарплаты на „Кубаньжелдормаше“ и „Элтезе“ отличаются? Это предприятия одной и той же отрасли», — сказал глава Армавира А. Ю. Харченко на одном из планёрных совещаний. Прокомментируйте, пожалуйста.

— Мне кажется, нельзя сравнивать в принципе эти два предприятия. Во-первых, у нас большой завод с собственным литейным производством чугуна, стали и цветных металлов, то есть, по умолчанию, значительно выше уровень накладных расходов. Во-вторых, у нас среди акционеров нет нашего основного покупателя — ОАО «РЖД». Мы не можем в случае негативных сценариев просто пойти и попросить деньги у головной компании, у нас весь доход генерируется из основной деятельности завода, то есть машиностроения.

Теоретически, мы можем поднять зарплату до уровня государственных предприятий, и чем это закончится? Им помогут бюджетные нефть и газ, а нам? Сегодня в городе мы — одно из немногих предприятий, которое работает по-настоящему эффективно. Эффективность — это ведь не просто статистика «было и стало», это наглядный показатель работы руководства, а уровень зарплаты — лишь один из критериев. У нас в городе было много заводов, на которых заработная плата была выше нашей, даже совсем недавно, и где они все? Да, у наших рабочих невысокие доходы, но мы постоянно их повышаем и продолжим это делать, чтобы специалисты не уходили туда, где больше платят.

 

Подготовка под заливку бетонных полов в новом складе полуфабрикатов
Подготовка под заливку бетонных полов в новом складе полуфабрикатов

 

Как будет развиваться «Кубаньжелдормаш»? Какие у предприятия планы на будущее?

— Этот вопрос является приоритетным для акционеров завода. В этом году «Кубаньжелдормаш» отметил 82-ю годовщину со дня основания. За десятилетия устарела практически вся инфраструктура, многие здания и сооружения требуют капитальной реконструкции или сноса. Именно поэтому ещё в 2013 году была принята программа реконструкции и развития предприятия, которая так и называется — «КЖДМ 2013–2020».

Сейчас мы строим новое здание под участок цветного литья, начали возводить здание под центральную заводскую лабораторию. Совсем недавно закончили строительство здания под новый участок термической обработки, сейчас идёт монтаж кровли.

Также по всей территории завода идёт много локальных строек — реконструкция, ремонты, устранение замечаний надзорных и контролирующих органов. На днях получили от городской администрации разрешения на строительство ещё трёх новых зданий на месте ветхих и опасных.

Планируем уже в этом году разобрать старое заводоуправление и на его месте возвести новое строение, в котором разместим магазин, медпункт со стоматологией, музей завода, помещение для встреч наших ветеранов.

 

Новая машина МАРС-4 для монтажа и демонтажа скреплений АРС-4
Новая машина МАРС-4 для монтажа и демонтажа скреплений АРС-4

 

Что скажете о кредитной политике предприятия?

— Мы — завод небольшой, звезд с неба не хватаем. За последние 25 лет без плановой экономики мы научились жить по средствам, поэтому практически не пользуемся кредитами. У нас хорошее многолетнее партнёрство со Сбербанком, обычно пользуемся краткосрочными финансовыми инструментами — овердрафтом и лизингом. Долгосрочные банковские продукты мы не можем себе позволить, к сожалению, именно это сдерживает наше техническое перевооружение и внедрение новой техники.

 

Несмотря на кризис, вы находите средства для инвестиций?

— Я думаю, инвестировать нужно в то, что работает и поможет пережить сложный период. Мы инвестируем достаточно традиционно для машиностроительной отрасли — в новое оборудование, в строительство новых зданий и сооружений, в реконструкцию и капитальный ремонт изношенной инфраструктуры, в обучение персонала.

 

 Расскажите о новом оборудовании, инновациях, внедрённых в производство.

— Привезли, установили и ввели в эксплуатацию три тайваньских обрабатывающих центра для токарной и фрезерной обработки, готовим пролёт в сборочном цехе под установку немецкого оборудования Kiess (пескоструйная и покрасочная камеры), вводим в эксплуатацию новый итальянский листогиб Gasparini PSG длиной 4 метра усилием 250 тонн, возводим фундамент в литейном цехе под новую выбивную решетку IMG (Италия). На заводе сегодня происходит колоссальный объем технического перевооружения, поэтому службы главного механика и главного энергетика работают практически круглосуточно.

 

Новая выбивная решетка IMF Group (Италия) для литейного цеха

 

На разных городских предприятиях вводят новые системы управления («Тоуota»-«Метрополис»), внедряют международные стандарты («IRIS»-«АЭМЗ»). Желдормаш делает подобные шаги?

— Нет, не делаем. Во-первых, я прочитала достаточно книг по японской философии кайдзен, включая практически одноименную «библию» по непрерывному совершенствованию процессов разработки и производства Масааки Имаи. В России это всегда называлось рационализаторскими идеями и здравым смыслом. Да, у них можно многое почерпнуть, но в целом эти системы больше подходят для крупносерийных производств, которые обслуживают глобальные рынки. Сама философия «кайдзен» на заводе — это выбор между «протянуть руку 1600 раз в день» или установить робот. Не стоит недооценивать все эти системы, которые зарекомендовали себя во всем мире, но надо очень осторожно переносить некоторые решения на нашу почву. У нас свой менталитет, где каждый слесарь-сборщик знает больше, чем конструктор, технолог, начальник цеха, главный инженер и директор предприятия.

По системе «IRIS» много спорных вопросов, существует множество международных организаций, которые, по сути, просто продают набор стандартов и требований за большие деньги. Вчера это ISO, сегодня это TUV, завтра IRIS. Мы банально не успеваем угнаться за всем этим количеством сертификатов, разрешений, стандартов и регламентов. Я знаю предприятия, где люди не получают зарплату по полгода или отсутствует система контроля качества, однако, это не мешает им вешать в приемных множество различных сертификатов.

 

Насколько сегодня «Кубаньжелдормаш» обеспечен заказами?

— Сейчас наше основное производство загружено на 120% до конца года, поэтому мы даже набираем дополнительно специалистов: токарей, фрезеровщиков, сварщиков, термистов, литейщиков, слесарей-сборщиков, инструментальщиков, контроллеров ОТК. Надеюсь, что в 2016 году мы нарастим объем продукции. В этом году мы, к сожалению, много дней находились в режиме «без содержания», а это не способствует нормальному рабочему процессу и хорошему настроению работников.

 

Вы устраиваете экскурсии на производство для студентов и всех желающих, как эта деятельность сказывается на работе завода?

— На деятельности завода никак экскурсии не отражаются, всех желающих водят группой по заводу, показывают, как работает машиностроительное предприятие, что производит завод, какие изменения происходят на заводе. В группах часто попадаются наши бывшие работники, которые с любопытством смотрят на изменения, которые происходят сегодня. Наши работники уже привыкли к пристальному интересу экскурсантов и не отвлекается от производственных процессов.

Думаю, что такие экскурсии дают много пищи для ума молодым ребятам, которые выбрали инженерные профессии, но ещё не представляют, что это такое на практике. Только у нас они могут увидеть в работе самое передовое оборудование со всего мира по очень многим направлениям, от литейного и заготовительного производства до сборки, упаковки и транспортировки. Стремление к созиданию — это самое лучшее, что могут дать экскурсии по нашему заводу.

 

Забота о молодых, забота о будущем… Каким Вам представляется завтрашний день Кубаньжелдормаша?

Мы поставили перед собой достаточно понятные и в то же время амбициозные задачи: с одной стороны, сохранить в сложные времена завод и трудовой коллектив, с другой — не останавливаться в профессиональном росте, постоянно двигаться дальше.

Мы создаем работоспособный коллектив, технически грамотный инженерный состав с огромным потенциалом, которому по плечу любые поставленные задачи. У нас есть возможность совершенствоваться и работать по новым технологиям, на современном оборудовании.

Как и другие заводы, мы работаем в условиях рынка, с жесткими правилами игры. Но мы уже освоили основные из них. И все это может служить гарантией нашего роста и придает уверенности, что трудности кризиса мы преодолеем и выйдем на запланированные рубежи.

 


Наш канал «ArmavirRu_bot» в Telegram: узнавайте о главных новостях дня первыми.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Поделиться материалом:
Комментариев (0)

Нет комментариев




Добавление комментария будет доступно через 10 сек.
 
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Ирина Левченко: «Художника формируют глаза»

Армавирская художница рассказала об участии в международных выставках и о взглядах на современное искусство.

Часто бывает так, что, восхищаясь произведениями искусства известных авторов, мы не замечаем или недооцениваем творчество наших современников - ...

«Русские выбирают спорт!» Пробежки ко Дню народного единства

6-го ноября «Армавир.ru» пообщался с участниками молодежного движения.

В прошлое воскресенье состоялась акция «Русские пробежки в Армавире», приуроченная ко Дню народного единства. Она проводится несколько раз в год...

Кровь, мускулы, адреналин: в Армавире вновь прошла «Битва на Кубани»

ПЕРВАЯ ПОЛОСА

Главное

День из жизни Человека. Россия узнала о прогрессорах из Армавира

День из жизни Человека. Россия узнала о прогрессорах из Армавира

Корреспонденты «Армавир.ру» приняли участие в общероссийском журналистском проекте «Прогрессоры-24».

 

Инвалид-колясочник из Иркутска, который стал спортсменом и основал организацию для маломобильных иркутян. Воспитатель детского ...

«Электропаек» или разумная экономия? На Кубани вводят социальную норму на свет

Какова будет величина социальной нормы на свет, и обоснованны ли опасения людей по поводу ее введения.

Постановление от 31.08.2016 № 654 «О применении социальной нормы потребления электрической  энергии (мощности) на территории Краснодарского...

ДТП со смертельным исходом. Будет ли наказан виновный в гибели матери троих детей?

Сын погибшей пассажирки маршрутки №140 рассказал об аварии и неточности фактов в официальных протоколах.

5-го ноября 2016 года в Армавире произошло ДТП со смертельным исходом. На улице Ефремова 256/1 водитель BMW допустил столкновение с маршрутным т...

​Армавирские гонщики случайно выиграли ралли-спринт

О том, как это было, рассказывает «Армавир.ру».

Первый местный ралли-спринт по экстремальному вождению автомобилей прошёл недалеко от Армавира, в хуторе Державный Успенского района. В классе в...

Варить борщ или собирать роботов. Когда робототехника заменит школьные уроки технологии?

За ответом мы обратились в АГПУ, в котором уже готовят «трудовиков» с особой специализацией.

Происходит это на кафедре технологи и дизайна. За ее дверями студенты и преподаватели несколько лет занимаются образовательной робототехникой. И...

В Армавире прошел Всероссийский географический диктант

Центральная городская библиотека им. Н. Крупской поддержала масштабную акцию по проверке географических знаний.

20-го ноября по всей стране прошел Всероссийский географический диктант. Эта образовательная акция была впервые проведена в прошлом году по иниц...

1 декабря в Армавире открывается новый большой магазин кухонь «Кухни Трио».

Удивительный факт: среднестатистическая женщина проводит на кухне 18 лет своей жизни! Какими будут эти годы - безусловно, напрямую зависит от об...

Дмитрий Кравченко: «Счастье проще, чем, казалось, может быть»

«Армавир.ру» побеседовал с молодым ростовским поэтом.

Все мы любим творчество Есенина, Блока, Маяковского, но едва ли назовем хотя бы несколько фамилий наших современников, чье поэтическое искусство...

Ностальгия и радость встречи. Армавирские рокеры привезли в город новые музыкальные проекты

В салоне «Музыкальные технологии» продолжается осенний концертный сезон.

Продолжением стало событие, по-настоящему важное для свидетелей и участников рок-волны, захлестнувшей город в начале «нулевых». В рок-сейшне при...

Шаг в будущее. Армавирский школьник изобрел виртуальный тренажер для летчиков

Крылатые мечты Николая Зайцева помогают парить в небе курсантам летного училища.

 Для них пятнадцатилетний школьник разработал «Авиаинструктор» - виртуальный тренажер экстремальных ситуаций в кабине самолёта Л-39. Это из...

Ирина Левченко: «Художника формируют глаза»

Армавирская художница рассказала об участии в международных выставках и о взглядах на современное искусство.

Часто бывает так, что, восхищаясь произведениями искусства известных авторов, мы не замечаем или недооцениваем творчество наших современников - ...

«Русские выбирают спорт!» Пробежки ко Дню народного единства

6-го ноября «Армавир.ru» пообщался с участниками молодежного движения.

В прошлое воскресенье состоялась акция «Русские пробежки в Армавире», приуроченная ко Дню народного единства. Она проводится несколько раз в год...

Выбрать все
Показать на карте