«Кубаньжелдормаш» сегодня: интервью с генеральным директором Ларисой Анатольевной Шишовой.

«Кубаньжелдормаш» - завод с почти вековой историей. От его стабильности зависят не только судьбы конкретных рабочих, занятых в производстве, но и ситуация вокруг машиностроения на Кубани, которое сейчас переживает не лучшие времена.

О нынешней ситуации и проблемах в машиностроительной отрасли, о возможностях развития в условиях санкций и кризиса нам рассказала генеральный директор ЗАО «Кубаньжелдормаш» Л. А. Шишова.

Лариса Анатольевна, что Вы можете сказать о тенденциях развития машиностроения?

— В машиностроении в целом ситуация сегодня довольно тяжелая, экономика страны начала сокращаться, поэтому объем заказов снижается: строители стали меньше строить, производители меньше производить, транспортные компании стали меньше перевозить и так далее по цепочке. Конечно, мы тоже ощущаем на себе влияние кризиса, но предпринимаем все возможные меры, чтобы удержаться на плаву. Если говорить о нашем предприятии, то ситуация тяжелая, но не безвыходная, и мы надеемся, что в конце года мы всё-таки сможем добиться лучших результатов, чем в начале.

 

Новые токарные станки с ЧПУ Annn Yang (Тайвань)
Новые токарные станки с ЧПУ Annn Yang (Тайвань)

 

 Сказались ли европейские санкции на работе завода?

— Санкции нас не коснулись, мы не производим военную технику, нас не вносили в санкционные списки, поэтому продолжаем сотрудничать со всеми мировыми станкостроительными компаниями. А вот обвал рубля для нас очень критичен, тут мы выиграли только в том, что успели закупить очень много оборудования в Европе до конца 2014 года. Сегодня оно для нас было бы недоступным по цене с текущим курсом рубля. Думаю, что мы ещё 2–3 года будем вводить в эксплуатацию то, что закупили, за это время, возможно, ситуация изменится.

 

Минэкономразвития утверждает, что российская промышленность уже достигла дна падения. Ваше мнение: кризис производства миновал или нет?

— Он и не прекращался, а только нарастает, это видно и по отделу кадров, и по снижению покупательского спроса. Рынок «замер» в ожидании ещё большего падения, но толком никто не знает, чего ждать, когда и как долго.

 

Говорят, в любой кризис появляется шанс на очередной виток развития? Появились ли у вас какие-то новые управленческие решения?

— В кризис любая, даже незначительная проблема, может превратиться в глобальную. Когда завод загружен, то все вопросы и проблемы решаются в рабочем порядке, когда же заказов недостаточно, начинаешь весь негатив рассматривать в лупу.

С другой стороны, именно кризисы заставляют управленцев заниматься эффективностью каждого производственного процесса. Вчера мы пристально смотрели за доходами, сегодня мы более внимательно изучаем расходы. За это время мы научились жить по средствам.

 

Строительство нового участка цветного литья
Строительство нового участка цветного литья

 

В кризис предприятия теряют производственные мощности, рабочие места и ценные технологии. Как на Желдормаше удалось сохранить производство?

— Завод на протяжении всей своей истории был довольно узконаправленным, выпускали 5–6 видов продукции, этого было вполне достаточно для функционирования предприятия при советском госплане и заказах МПС. В 1988 году на завод пришел Евгений Михайлович Шишов, который начал уделять большое внимание новой технике. Именно он расширил номенклатуру и вывел предприятие на новые рынки. После его ухода на пенсию в 2013 году мы постарались не утратить это стремление осваивать новую технику, чтобы обеспечить присутствие на нескольких рынках сразу: сегодня покупают одно, завтра — другое. Именно это и позволяет нам не только планомерно работать, но и с оптимизмом смотреть в будущее.

 

 Естественными спутниками кризиса являются и банкротства, и безработица. Насколько Вам удалось сохранить трудовой коллектив?

— Тут скрывать нечего. В 2013 году мы резко снизили фонд заработной платы, потому что финансовая ситуация была очень тяжелой. Было что-то вроде шоковой терапии в рамках одного предприятия, когда накопилось много проблем, и не было иного пути, как резать по живому. Резкое падение спроса на продукцию вызвало сокращение заработной платы и отток квалифицированных кадров. От нас ушло много людей, и это до сих пор болезненно отражается на работе завода. С другой стороны, мы оптимизировали численность на тот момент и начали медленно, но верно возвращаться на рынок труда. Сегодня предприятие загружено заказами, у нас открыто более 30 вакансий.

 

Строительство нового хозблока к Механическому цеху № 2
Строительство нового хозблока к Механическому цеху № 2

 

Какой кадровой политики придерживается предприятие?

— У нас нет дефицита в кадрах, у нас есть дефицит в профессионалах. Сегодня со всех предприятий люди идут к нам, потому что в городе все знают, что на «Желдормаше» платят немного, зато всегда стабильно. С одной стороны, приятно, что нас воспринимают как солидную и стабильную компанию, с другой стороны, мы пытаемся переломить ситуацию с невысокими зарплатами.

В последнее время мы приняли несколько работников из Донецкой народной республики, из Луганской, оттуда действительно приезжают очень квалифицированные специалисты. Из наиболее востребованных хотелось бы отметить конструкторов и технологов, к сожалению, старые работники уходят, а новых нет.

 

В администрации города отмечают разницу в уровне зарплат на предприятиях, считают, что некоторые не дотягивают до краевых показателей. «Почему зарплаты на „Кубаньжелдормаше“ и „Элтезе“ отличаются? Это предприятия одной и той же отрасли», — сказал глава Армавира А. Ю. Харченко на одном из планёрных совещаний. Прокомментируйте, пожалуйста.

— Мне кажется, нельзя сравнивать в принципе эти два предприятия. Во-первых, у нас большой завод с собственным литейным производством чугуна, стали и цветных металлов, то есть, по умолчанию, значительно выше уровень накладных расходов. Во-вторых, у нас среди акционеров нет нашего основного покупателя — ОАО «РЖД». Мы не можем в случае негативных сценариев просто пойти и попросить деньги у головной компании, у нас весь доход генерируется из основной деятельности завода, то есть машиностроения.

Теоретически, мы можем поднять зарплату до уровня государственных предприятий, и чем это закончится? Им помогут бюджетные нефть и газ, а нам? Сегодня в городе мы — одно из немногих предприятий, которое работает по-настоящему эффективно. Эффективность — это ведь не просто статистика «было и стало», это наглядный показатель работы руководства, а уровень зарплаты — лишь один из критериев. У нас в городе было много заводов, на которых заработная плата была выше нашей, даже совсем недавно, и где они все? Да, у наших рабочих невысокие доходы, но мы постоянно их повышаем и продолжим это делать, чтобы специалисты не уходили туда, где больше платят.

 

Подготовка под заливку бетонных полов в новом складе полуфабрикатов
Подготовка под заливку бетонных полов в новом складе полуфабрикатов

 

Как будет развиваться «Кубаньжелдормаш»? Какие у предприятия планы на будущее?

— Этот вопрос является приоритетным для акционеров завода. В этом году «Кубаньжелдормаш» отметил 82-ю годовщину со дня основания. За десятилетия устарела практически вся инфраструктура, многие здания и сооружения требуют капитальной реконструкции или сноса. Именно поэтому ещё в 2013 году была принята программа реконструкции и развития предприятия, которая так и называется — «КЖДМ 2013–2020».

Сейчас мы строим новое здание под участок цветного литья, начали возводить здание под центральную заводскую лабораторию. Совсем недавно закончили строительство здания под новый участок термической обработки, сейчас идёт монтаж кровли.

Также по всей территории завода идёт много локальных строек — реконструкция, ремонты, устранение замечаний надзорных и контролирующих органов. На днях получили от городской администрации разрешения на строительство ещё трёх новых зданий на месте ветхих и опасных.

Планируем уже в этом году разобрать старое заводоуправление и на его месте возвести новое строение, в котором разместим магазин, медпункт со стоматологией, музей завода, помещение для встреч наших ветеранов.

 

Новая машина МАРС-4 для монтажа и демонтажа скреплений АРС-4
Новая машина МАРС-4 для монтажа и демонтажа скреплений АРС-4

 

Что скажете о кредитной политике предприятия?

— Мы — завод небольшой, звезд с неба не хватаем. За последние 25 лет без плановой экономики мы научились жить по средствам, поэтому практически не пользуемся кредитами. У нас хорошее многолетнее партнёрство со Сбербанком, обычно пользуемся краткосрочными финансовыми инструментами — овердрафтом и лизингом. Долгосрочные банковские продукты мы не можем себе позволить, к сожалению, именно это сдерживает наше техническое перевооружение и внедрение новой техники.

 

Несмотря на кризис, вы находите средства для инвестиций?

— Я думаю, инвестировать нужно в то, что работает и поможет пережить сложный период. Мы инвестируем достаточно традиционно для машиностроительной отрасли — в новое оборудование, в строительство новых зданий и сооружений, в реконструкцию и капитальный ремонт изношенной инфраструктуры, в обучение персонала.

 

 Расскажите о новом оборудовании, инновациях, внедрённых в производство.

— Привезли, установили и ввели в эксплуатацию три тайваньских обрабатывающих центра для токарной и фрезерной обработки, готовим пролёт в сборочном цехе под установку немецкого оборудования Kiess (пескоструйная и покрасочная камеры), вводим в эксплуатацию новый итальянский листогиб Gasparini PSG длиной 4 метра усилием 250 тонн, возводим фундамент в литейном цехе под новую выбивную решетку IMG (Италия). На заводе сегодня происходит колоссальный объем технического перевооружения, поэтому службы главного механика и главного энергетика работают практически круглосуточно.

 

Новая выбивная решетка IMF Group (Италия) для литейного цеха

 

На разных городских предприятиях вводят новые системы управления («Тоуota»-«Метрополис»), внедряют международные стандарты («IRIS»-«АЭМЗ»). Желдормаш делает подобные шаги?

— Нет, не делаем. Во-первых, я прочитала достаточно книг по японской философии кайдзен, включая практически одноименную «библию» по непрерывному совершенствованию процессов разработки и производства Масааки Имаи. В России это всегда называлось рационализаторскими идеями и здравым смыслом. Да, у них можно многое почерпнуть, но в целом эти системы больше подходят для крупносерийных производств, которые обслуживают глобальные рынки. Сама философия «кайдзен» на заводе — это выбор между «протянуть руку 1600 раз в день» или установить робот. Не стоит недооценивать все эти системы, которые зарекомендовали себя во всем мире, но надо очень осторожно переносить некоторые решения на нашу почву. У нас свой менталитет, где каждый слесарь-сборщик знает больше, чем конструктор, технолог, начальник цеха, главный инженер и директор предприятия.

По системе «IRIS» много спорных вопросов, существует множество международных организаций, которые, по сути, просто продают набор стандартов и требований за большие деньги. Вчера это ISO, сегодня это TUV, завтра IRIS. Мы банально не успеваем угнаться за всем этим количеством сертификатов, разрешений, стандартов и регламентов. Я знаю предприятия, где люди не получают зарплату по полгода или отсутствует система контроля качества, однако, это не мешает им вешать в приемных множество различных сертификатов.

 

Насколько сегодня «Кубаньжелдормаш» обеспечен заказами?

— Сейчас наше основное производство загружено на 120% до конца года, поэтому мы даже набираем дополнительно специалистов: токарей, фрезеровщиков, сварщиков, термистов, литейщиков, слесарей-сборщиков, инструментальщиков, контроллеров ОТК. Надеюсь, что в 2016 году мы нарастим объем продукции. В этом году мы, к сожалению, много дней находились в режиме «без содержания», а это не способствует нормальному рабочему процессу и хорошему настроению работников.

 

Вы устраиваете экскурсии на производство для студентов и всех желающих, как эта деятельность сказывается на работе завода?

— На деятельности завода никак экскурсии не отражаются, всех желающих водят группой по заводу, показывают, как работает машиностроительное предприятие, что производит завод, какие изменения происходят на заводе. В группах часто попадаются наши бывшие работники, которые с любопытством смотрят на изменения, которые происходят сегодня. Наши работники уже привыкли к пристальному интересу экскурсантов и не отвлекается от производственных процессов.

Думаю, что такие экскурсии дают много пищи для ума молодым ребятам, которые выбрали инженерные профессии, но ещё не представляют, что это такое на практике. Только у нас они могут увидеть в работе самое передовое оборудование со всего мира по очень многим направлениям, от литейного и заготовительного производства до сборки, упаковки и транспортировки. Стремление к созиданию — это самое лучшее, что могут дать экскурсии по нашему заводу.

 

Забота о молодых, забота о будущем… Каким Вам представляется завтрашний день Кубаньжелдормаша?

Мы поставили перед собой достаточно понятные и в то же время амбициозные задачи: с одной стороны, сохранить в сложные времена завод и трудовой коллектив, с другой — не останавливаться в профессиональном росте, постоянно двигаться дальше.

Мы создаем работоспособный коллектив, технически грамотный инженерный состав с огромным потенциалом, которому по плечу любые поставленные задачи. У нас есть возможность совершенствоваться и работать по новым технологиям, на современном оборудовании.

Как и другие заводы, мы работаем в условиях рынка, с жесткими правилами игры. Но мы уже освоили основные из них. И все это может служить гарантией нашего роста и придает уверенности, что трудности кризиса мы преодолеем и выйдем на запланированные рубежи.

 


Наш канал «ArmavirRu_bot» в Telegram: узнавайте о главных новостях дня первыми.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Поделиться материалом:
Комментариев (0)

Нет комментариев




Добавление комментария будет доступно через 10 сек.
 
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

В поле без связи и интернета. Репортаж с места работы сельского программиста

В рубрике «Профессии» «Армавир.ру» рассказывает о людях с интересной работой.

Студент Армавирского политеха Виктор Костенко не мечтал о профессии, которую выбрал. Это родители настояли, чтобы он стал «айтишником». Поступая...

Такое не забывается… Подвигу героев-чернобыльцев уже 30 лет

14-го декабря отмечается День чествования участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

В этом году исполнилось 30 лет одной из самых страшных катастроф на атомных электростанциях. Это случилось 26-го апреля 1986-го года, 30-го нояб...

Крещение в Армавире: лучшие кадры

ПЕРВАЯ ПОЛОСА

Главное

Армавирская «Русская дорога» победила в разминке фестиваля «КиВиН-2017»

Армавирская «Русская дорога» победила в разминке фестиваля «КиВиН-2017»

Армавирская команда веселых и находчивых обошла сборные Высшей лиги КВН.

Во вторник, 17 января, в Сочи, где сейчас проходит фестиваль, состоялись съемки программы КВН-ТВ «Фестивальная разминка». По условиям проекта за...

Армавирский кинотеатр «Марс» покажет «Рай» Андрея Кончаловского

В этом году «Рай» – фильм-претендент от России на «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».

Кроме номинации на приз американской киноакадемии, в копилке у создателей фильма есть престижная награда – «Серебряный лев» Венецианского кинофе...

19 января на армавирском водохранилище пройдут крещенские купания

Праздник начнется в 12.00.

Утром 19 января в православных храмах города пройдут службы, затем состоится обряд освящения воды. В 12.00 на водохранилище начнутся купания. На...

Летняя сказка в декабре, или Велотур по городам Юго-Восточной Азии

Армавир.ру пообщался с путешественницей из Армавира.

Кому из нас долгими зимними вечерами не мечталось оказаться где-нибудь в теплых странах, погреться в лучах полуденного солнца на берегу моря? Дл...

Поздравляем вас с наступающим Новым годом и Рождеством!

Пусть этот год будет добрым, щедрым на хорошие события и по-настоящему счастливым!

Уважаемые гости портала «Армавир.ру»!
Поздравляем вас с наступающим Новым годом и Рождеством! Пусть с первым Петухом 1-го января в нашу ж...

ВИЧ в Армавире: есть повод для беспокойства?

На сегодня известно, что ВИЧ больны 326 армавирцев. Но эксперты утверждают: реально их в семь раз больше.

ВИЧ в Армавире: есть повод для беспокойства?

На сегодня известно, что ВИЧ больны 326 армавирцев. Но эксперты утверждают: реально их в ...

Мужчина с ножом. Информация из достоверных источников!

Все разговоры о задержании мужчины, устроившего поножовщину возле школы №7 города Армавира — всего лишь домыслы населения. Об этом «Армавир.ру» рассказал следователь СО по городу Армавиру СУ СК РФ Дмитрий Ильин.

Все разговоры о задержании мужчины, устроившего поножовщину возле школы №7 города Армавира — всего лишь домыслы населения. Об этом «Армавир.ру» ...

С географией по жизни. Члены Армавирского отделения РГО заявили о начале своей деятельности

Члены Русского географического общества в Армавире приняли поздравления в честь открытия местного отделения.

На этой неделе в Армавире состоялось торжественное мероприятие, посвященное открытию в нашем городе местного отделения Русского географического ...

«Музыка моей души». Дмитрий Риберо-Феррейра выступил с оркестром «Русская удаль»

Оперный певец русско-колумбийского происхождения посетил Армавир со своей музыкальной программой.

В минувшую пятницу на сцене Театра драмы и комедии состоялся совместный концерт Государственного оркестра русских народных инструментов «Русская...

Воля к победе и упорство – качества сильного мужчины. В Армавире прошли соревнования по воркауту

Армавир.ру посетил «Закрытие сезона по Workout»

16-го декабря в Армавире состоялось «Закрытие сезона 2016 по Workout». Инициаторами выступили воркаут-сообщества нашего города, а также отдел по...

В поле без связи и интернета. Репортаж с места работы сельского программиста

В рубрике «Профессии» «Армавир.ру» рассказывает о людях с интересной работой.

Студент Армавирского политеха Виктор Костенко не мечтал о профессии, которую выбрал. Это родители настояли, чтобы он стал «айтишником». Поступая...

Такое не забывается… Подвигу героев-чернобыльцев уже 30 лет

14-го декабря отмечается День чествования участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

В этом году исполнилось 30 лет одной из самых страшных катастроф на атомных электростанциях. Это случилось 26-го апреля 1986-го года, 30-го нояб...

Выбрать все
Показать на карте