Армавирский фотограф - о специфике своей профессии, российском фототечении и повальной увлеченности фотографией.


21:01 12.07.2016  1507   3

В День фотографа Армавир.ру решил не только поздравить представителей этой профессии с праздником, но также поговорить с ними о злободневном.

В чем специфика фототруда, и какие стереотипы сложились вокруг него? Хороша ли на самом деле повальная увлеченность фотографией? В каком состоянии находится российское фототечение? Эти и другие вопросы мы адресовали армавирскому фотографу Максиму Бабенко.

—  Максим, расскажи для начала, в какой момент жизни ты понял, что хочешь работать именно в этой сфере?

— На самом деле, я всегда хотел этого. Но мое окружение постоянно убеждало меня в том, что я должен заниматься совсем другими вещами. До определенного момента я относился к фотографии как к хобби: снимал на «мыльницу» для своего удовольствия.
А около четырех лет назад решил рискнуть: поставил перед собой цель посвятить фотографии 100% времени и усилий.

—  Как ты учился?

—  Мне повезло встретить человека, который поверил в меня и помог мне вырасти. Так вышло, что я устроился на работу в компанию, владелец которой – большой ценитель качественной фотографии. Именно он дал мне возможность брать уроки у известнейших мастеров.

Я учился в парижском институте фотографии SPEOS, в Мексике (курс «Magnum Photos » Дэвида Аллана Харви), в Швейцарии и Намибии, а потом снова во Франции (курсы Джерома Сессини и Элаи Рид).

Любопытно, что ни на одном из этих курсов нас не учили собственно снимать на камеру. Мы долго беседовали о том, что такое фотография, и о том, как нужно ее видеть и понимать. Причем зачастую это были очень атмосферные разговоры – в дороге, в парижском кафе или даже ночью на кладбище.

И что-то после этих бесед постепенно переворачивалось в душе… Я понял потом, что они сократили мои внутренние поиски на многие годы вперед.

Бхактапур (Непал)

—  Считаешь ли ты себя профессионалом?

—  Да, но мое обучение продолжается. Я не уверен, что можно когда-нибудь остановиться и сказать: «Я все видел и все знаю».

Я всегда с удовольствием рассматриваю передовицы мировых изданий, анализирую топовые образцы фотожурналистики и общаюсь с мастерами, чтобы почерпнуть для себя что-то новое. Для меня всегда удовольствие и польза – побывать на выставке.
К слову, в конце августа я поеду на один из крупнейших фотофестивалей в Перпиньян (Франция), чтобы поучаствовать в портфолио-ревю и мастер-классе.

Интересно будет посмотреть работы других фотографов со всего мира. Ведь только благодаря такой вот насмотренности в человеке и формируется визуальная культура. А ведь это основа основ, благодаря которой в голове расставляются «настройки», позволяющие построить кадр так, а не иначе.

Оахака (Мексика)

— Как ты думаешь, тот факт, что сейчас среди молодежи стало появляться все больше фотографов, сделало наше общество культурнее?

— Думаю, нет. На самом деле активное увлечение этим делом связано с тем, что фототехника стала доступнее. От людей не требуется глобальных вложений и большого количества времени, чтобы получить десятки довольно качественных картинок. В плане технологий нам доступно практически все. Но тут вопрос не в том, на что люди делают фото, а в том что именно они снимают. Совсем не каждый обладатель камеры сейчас может объяснить, что он хочет сказать своей картинкой. Наверное, потому что сказать-то и нечего.

Я одобряю, что техника стала доступнее и что почти у каждого появилась возможность заняться фотографией. Но от одного этого профессионалов не стало больше, и общий уровень визуальной культуры не поднялся. Во всяком случае, в российском обществе – точно.

—  А что с нами не так?

—  У меня есть возможность сравнивать, и я могу сказать, что в России все, что касается фото- и видеоискусства, еще находится на стадии развития. В европейских городах есть множество фотоклубов, которые пользуются государственной поддержкой. Им выделяют гранты. Они могут приглашать к себе иностранных спикеров, на лекции к которым приходят сотни человек. Наконец, у них есть специальные учебные заведения, которые готовят по-настоящему востребованных фотографов.

Всего этого нет в нашей стране. Главное, нет государственной поддержки. В Москве могут провести разовое мероприятие по чьей-то личной инициативе. Но оно вряд ли дойдет до провинций. Наши провинциальные фотографы сегодня вынуждены вариться в собственном соку.

Я не могу точно сказать, почему так происходит, но предположу, что в России по отношению к фотографам сложились определенные стереотипы, от которых трудно избавиться. Например, если в каком-нибудь небольшом городе ты скажешь о себе, что занимаешь фотографией, то на тебя сразу повесят ярлык «работает на свадьбах». И дальше этого мы пока не идем.

Киев (Украина)

Белград (Сербия)

—  А ты когда-нибудь снимал на свадьбах?

—  Я отношу себя к фоторепортерам – это совсем другая категория.

У меня не было какого-то готового определения фотожурналистики, пока в этом году я не посмотрел чемпионат мира по хоккею. Во время одного из матчей комментатор рассказывал о вратарях и заметил, что их успех на 80% зависит от того, увидят ли онибросок еще до самого броска. В моей работе происходит то же самое.

Если я тружусь над каким-то проектом, то на 80% дела решает моя подготовленность: нашел ли я подходящую тему, интересна ли она окружающим, сработался ли я с героями своего репортажа. Остальные 20% (грубо говоря) – это съемка и отбор серии. Мне нравится каждый из этих этапов, но все же самый важный из них– это начальное исследование, моя подготовка к «броску».

Армавир (Россия)

—  Сформулируй, пожалуйста, что тебе дает твоя профессия? Почему она нравится тебе?

—  Как бы фотограф ни пытался просто констатировать факт, его отношение к событию или к человеку видно в любом случае. Так что для меня фотография – это возможность открыто высказать свое мнение, рассказать о чем-то важном, обратить внимание на какую-то проблему. И, конечно, пообщаться с интересными людьми.

—  Что для тебя значит День фотографа?

—  В общем, ничего. Это самый обычный день. Разве что фотографы вспомнят и поздравят друг друга (смеется). Пусть, мол, и у нас будет особенная дата.

Что сказать, этот день есть только в российском календаре, а у нас праздники любят.

Справка

Фотограф Максим Бабенко родился в Армавире в 1988 году. Окончил АГПА. Фотографией занимается около четырех лет. Работает в жанрах фоторепортажа и документалистики.

Публиковался и сотрудничал с такими изданиями, как «The New York Times», «Washington Post», «Newsweek», «BuzzFeed», «Русский Репортер», «Esquire KZ», «LensCulture», «Roads and Kingdoms», «Lenta.ru», «Meduza».

В 2015 году армавирский фотограф вошел в ТОП-60 всемирного конкурса «30 under 30», который проводило международного фотоагентство «Magnum Photos». Тогда же он стал российским номинантом на фотоконкурс ЮНИСЕФ «Photo of the Year». А в 2016-м его работы оказались в шорт-листе итальянского фотоконкурса «Il Reportage photojournalism Award».

Посмотреть работы нашего героя можно на его персональном сайте.

Наш канал «ArmavirRu_bot» в Telegram: узнавайте о главных новостях дня первыми.

Комментариев (3)
root 12 июля, в 22:25
С праздником весь Армавир ))
Ответить
Феликс 14 июля, в 13:13
Только добрался до статьи, интересно читать было, спасибо за интервью и хорошие фото. С прошедшим!

Хочется побольше таких интересных статей о людях, о их жизни.
Ответить
nat_slepneva 15 июля, в 11:20
Спасибо, Феликс, за ваш отзыв.
Ответить



Добавление комментария будет доступно через 10 сек.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Шаг в будущее. Армавирский школьник изобрел виртуальный тренажер для летчиков

Крылатые мечты Николая Зайцева помогают парить в небе курсантам летного училища.

 Для них пятнадцатилетний школьник разработал «Авиаинструктор» - виртуальный тренажер экстремальных ситуаций в кабине самолёта Л-39. Это из...

Ирина Левченко: «Художника формируют глаза»

Армавирская художница рассказала об участии в международных выставках и о взглядах на современное искусство.

Часто бывает так, что, восхищаясь произведениями искусства известных авторов, мы не замечаем или недооцениваем творчество наших современников - ...

Мы продолжаем КВН...

ПЕРВАЯ ПОЛОСА

Главное

Кровь, мускулы, адреналин: в Армавире вновь прошла «Битва на Кубани»

Кровь, мускулы, адреналин: в Армавире вновь прошла «Битва на Кубани»

Федерация ММА Армавира организовала очередной турнир по смешанным боевым искусствам.

4-го декабря в Армавире состоялся турнир по смешанным единоборствам «Битва на Кубани». Он является 3-м по счету турниром, организованным Федерац...

День из жизни Человека. Россия узнала о прогрессорах из Армавира

Корреспонденты «Армавир.ру» приняли участие в общероссийском журналистском проекте «Прогрессоры-24».

 

Инвалид-колясочник из Иркутска, который стал спортсменом и основал организацию для маломобильных иркутян. Воспитатель детского ...

«Электропаек» или разумная экономия? На Кубани вводят социальную норму на свет

Какова будет величина социальной нормы на свет, и обоснованны ли опасения людей по поводу ее введения.

Постановление от 31.08.2016 № 654 «О применении социальной нормы потребления электрической  энергии (мощности) на территории Краснодарского...

ДТП со смертельным исходом. Будет ли наказан виновный в гибели матери троих детей?

Сын погибшей пассажирки маршрутки №140 рассказал об аварии и неточности фактов в официальных протоколах.

5-го ноября 2016 года в Армавире произошло ДТП со смертельным исходом. На улице Ефремова 256/1 водитель BMW допустил столкновение с маршрутным т...

​Армавирские гонщики случайно выиграли ралли-спринт

О том, как это было, рассказывает «Армавир.ру».

Первый местный ралли-спринт по экстремальному вождению автомобилей прошёл недалеко от Армавира, в хуторе Державный Успенского района. В классе в...

Варить борщ или собирать роботов. Когда робототехника заменит школьные уроки технологии?

За ответом мы обратились в АГПУ, в котором уже готовят «трудовиков» с особой специализацией.

Происходит это на кафедре технологи и дизайна. За ее дверями студенты и преподаватели несколько лет занимаются образовательной робототехникой. И...

«Внимание! Черный ящик». Сундук с эмблемой «Аненербе» и неопознанные черепа

Армавир.ру изучил мнения специалистов о необычных находках в горах Адыгеи.

Еще с прошлого года в интернете стали появляться публикации и необычных находках в горах Адыгеи, что породило различные гипотезы, которые обсужд...

1 декабря в Армавире открывается новый большой магазин кухонь «Кухни Трио».

Удивительный факт: среднестатистическая женщина проводит на кухне 18 лет своей жизни! Какими будут эти годы - безусловно, напрямую зависит от об...

Дмитрий Кравченко: «Счастье проще, чем, казалось, может быть»

«Армавир.ру» побеседовал с молодым ростовским поэтом.

Все мы любим творчество Есенина, Блока, Маяковского, но едва ли назовем хотя бы несколько фамилий наших современников, чье поэтическое искусство...

Ностальгия и радость встречи. Армавирские рокеры привезли в город новые музыкальные проекты

В салоне «Музыкальные технологии» продолжается осенний концертный сезон.

Продолжением стало событие, по-настоящему важное для свидетелей и участников рок-волны, захлестнувшей город в начале «нулевых». В рок-сейшне при...

Шаг в будущее. Армавирский школьник изобрел виртуальный тренажер для летчиков

Крылатые мечты Николая Зайцева помогают парить в небе курсантам летного училища.

 Для них пятнадцатилетний школьник разработал «Авиаинструктор» - виртуальный тренажер экстремальных ситуаций в кабине самолёта Л-39. Это из...

Ирина Левченко: «Художника формируют глаза»

Армавирская художница рассказала об участии в международных выставках и о взглядах на современное искусство.

Часто бывает так, что, восхищаясь произведениями искусства известных авторов, мы не замечаем или недооцениваем творчество наших современников - ...