Если вы не против я выскажу свое мнения по поводу одного из персонажей книги М. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Главный вопрос, стоящий перед читателем, кем является Воланд – добро или зло. Конечно, по нашей обычной жизни это непременно зло. Но в этом произведении нельзя сказать, однозначно, что он зло. Даже цитата, приведенная Булгаковым из «Фауста» «- Я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Цитата выбрана не зря, она показывает отношение писателя к дьяволу, в глазах Булгакова он не такой ужасный. Воланд – сатана, призванный в роман, ради решения эпохальных, координатных, общефилософских проблем. Надо не забывать, кто Воланд. У него есть сан. Оглядывая окружающих, он на самом – то деле устанавливает в нашем мире рамки, которые мы не можем преступить, а если приступим, получим наказания.
Когда Воланд и его свита, появляются в Москве, они в общим ни чего плохого не делают. А наоборот, пытаются указать на их ошибки. Одной из таких ошибок был культ атеизма, в который впала Москва тех времен. И человек, который поплатился за это, был Берлиоз. Не только, вера была под вопросам, но и грехи, которые совершали люди: трусость, алчность, предательства. Вот как жила Москва. И к тому же Воланд хотел «испытать» героев романа, воздать Мастеру и Маргарите, сохранившим верность друг другу. Сатана был судьей, он и исполнитель, но и исполнительная власть, и законодательная тоже. В некоторой мере он был прав, что наказывал неверных. Ведь нельзя судить людей за их поступки, а Воланд не видел какие они внутри. Судья наказывал, всех жестока, поэтому он не по нраву многим критика. Когда люди привыкают к сладкой жизни, они перестают верить в бога и дьявола. А когда бог их начинает наказывать, они плачутся, что больше не будут и их прощают. А Воланда бог не простил, ведь он когда – то был живым существом. Да он совершил ошибку, но может, он раскаялся, почему бы его, не простить. Ведь людей он всегда прощает, хотя и наказывает. Но не так как сатану, но обречен на вечную жизнь и страдания. Хотя со стороны может показаться, что дьяволу нравится издеваться над людьми. А может он, как и Понтий Пилать страдает, когда ни кого нет рядом? Ну, если так, то почему простили Понтия Пилата, ведь он тоже издевался, убивал людей и, в конце концов, казнил Иешуа. Но он получил прощения. А сатана, еще и помогает осознать людям свои ошибки, и показывает другой путь, по которому в последствии идет Иван Бездомный. И он помогает воссоединиться Мастеру и Маргарите, ведь если бы не Воланд они обрекались на вечные страдания, где бы они, не оказались в раю или в аду. Жертвы, которые приносят влюбленные ради любви пусть и называются «черными», но они от всего сердца. Почему им не помог Иешуа, он так чист. Ведь он мог помочь, но не сделал это? Ссылаясь на то, что, пройдя через страдание, будешь спасен. Но не Мастер оказавшийся в больнице, не Маргарита, страдавшая в неизвестности, что с ее любимым, Мастер виноват в написании романа, не столь правдивого и подходящего под библейское описание, ведь он всего лишь человек. И он грешен. Маргарита виновна, что не счастлива с мужем, и любит другого. Иешуа легко избавился от Мастера и Маргариты, отдав их во власть Воланда, сказав, что они достойны покоя, но не достойны света.
Так кто же зло? Булгаков описал сатану, очень не обычно, изобразив его молчаливым и гордым. Его глаза показывают душу, если она есть. Черны глаз, говорит о том, что часть сатаны «умерла». Но тот глаз, что меняет цвет, говорит, что часть Воланда жива. И при встречи с людьми он меняется, показывая, на сколько человек чист и может быть спасен. Этот глаз как символ мира, в котором мы живем, часть его умерла, но часть можно спасти. И не только его вид символичен, его свита не мене важна, она отличается от хозяина. Они шутливы, веселы, любят выпить и общаются с большим количеством людей. И именно эта часть Воланда делает его столь не воспринимаемым людьми. И только сейчас подводя итог, я с уверенностью могу сказать «… что бы делало твое добро, если бы не существовала зло, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?». Это значит, что Воланд что – то средние. Лично у меня этот герой вызывает сожаление и жалость, а как он может быть настолько плохим, если вызывает такие чувства. А поступки, они даже не так ужасны. Они внесли оживления в эту застарелую обстановку, которая царила в Москве. Он вынес наружу, что люди хранили в себе: лицемерия, алчность, зависть, трусость и в тоже время любовь, верность, истину и многое другое.
И после всего, что я написала, можно сказать, что Булгаков ловка, обыграл грань между добром и злом. И нужна, не забывать, что эта грань почти не заметна, а иногда и зло бывает во благо.